Психологическая служба

Отчет о работе Психологической службы за 2012 год

Цель: психологическое сопровождение профессионального и личностного становления и развития участников образовательного процесса.

Указанная цель деятельности Психологической службы ТГУ реализуется по следующим направлениям:

  1. Психологическое сопровождение проведения приемной кампании в ТГУ.
  2. Реализация психологического сопровождения адаптационного периода студентов младших курсов.
  3. Психологическое сопровождение формирования здорового образа жизни в молодежной среде.
  4. Оказание психологической помощи всем участникам образовательного процесса.
  5. Развитие коммуникативных, психологических, профессионально-личностных компетенций студентов.
  6. Психологическое сопровождение профессионального самоопределения студентов старших курсов.
  7. Создание системы информирования участников образовательного процесса о реализуемых на базе Психологической службы проектов.
  8. Организация и проведение на базе психологической службы учебно—ознакомительной и учебно—производственной практики студентов факультета психологии.

Результаты работы:

1. Психологическое сопровождение приемной кампании в ТГУ.

  • Совместно с приемной комиссией ТГУ проведено социально-психологическое исследование готовности старшеклассников к поступлению в вуз, задачами которого являлось:
    • определить предпочтения будущих абитуриентов в отношении поступления в ВУЗы г.Томска;
    • выявить основные мотивы, которыми руководствуются старшеклассники при выборе ВУЗа;
    • определить уровень информированности старшеклассников о ТГУ;
    • проанализировать степень востребованности мероприятий, проводимых ТГУ для старшеклассников;
    • выявить область научных интересов учащихся старших классов школ г.Томска;
    • определить варианты подготовки к поступлению в ВУЗ, которые используют будущих абитуриентов;
    • определить планы относительно обучения на подготовительных курсах в ВУЗе.
  • В исследовании приняли участие 2037 выпускников 32 школ г.Томска, из них: 1103 десятиклассника и 934 учащихся 11-х классов. По итогам анкетирования были разработаны рекомендации для приемной комиссии, создана информационная база данных (контактные тел. и эл. адреса потенциальных абитуриентов; предварительные планы относительно выбора вуза, интересующие мероприятия, проводимые ТГУ). Результаты были представлены на совещании ответственных от факультетов за новый набор.
  • Проведено 14 индивидуальных профконсультаций для старшеклассников школ г.Томска.
  • В рамках проекта «Дни психологии в школе» проведен тренинг «Образ будущего» с учениками 11-ого класса 47-й школы г. Томска.

2. Реализация психологического сопровождения адаптационного периода студентов младших курсов.

Обучение кураторов:

  • 40 студентов старших курсов прошли обучение в Летней школе кураторов, организованной ПОС совместно с психологической службой;
  • ежегодно в начале учебного года кураторами-студентами совместно с психологами ПС проводятся тренинги групповой сплоченности для первокурсников всех факультетов и учебных институтов ТГУ;
  • организованы регулярные консультации психолога для студентов-кураторов по проблемам их работы со студентами младших курсов (в течение сентября — декабря, общее количество участников — 30 человек);
  • в течение последних лет на базе ИДО ТГУ реализуется программа повышения квалификации «Психолого-образовательное сопровождение профессионально-личностного становления студентов младших курсов», которая предназначена для преподавателей вузов (в том числе и кураторов, и зам.деканов по ВР). Программа инициирована и реализуется сотрудниками психологической службы и преподавателями факультета психологии. В 2012 году обучение по данной программе прошли 20 преподавателей вузов России (Кемеровского государственного университета, Тувинского государственного университета, Иркутского государственного лингвистического университета, Пензенской государственной технологической академии, Российского государственного гуманитарного университета и др.).

3. Психологическое сопровождение формирования здорового образа жизни в молодежной среде.

Участие в конференциях, акциях, проектах

  • Психологическая служба ТГУ совместно с МАО гимназия № 55 г.Томска и студентами факультета психологии ТГУ стали финалистами областного конкурса (организатор — Департамент общего образования Томской области, ОГУ «Региональный центр развития образования») на лучшие социально-образовательные проекты в номинации «Сохранение здоровья и формирование здорового образа жизни», проект «Формирование и развитие культуры здоровья школьников» (февраль-март 2012 г.).
  • Межвузовская конференции «Студенты Томска-ЗА! Здоровье нации» (Глухова Е.С. — ведущий секции «Роль и место психологической службы в формировании ЗОЖ в молодежной среде» (апрель 2012 ).

Проведение тренингов, мастер-классов

  • В рамках IV Областного слета волонтеров НПО/СПО Томской области проведены тренинги и мастер-классы: «Организация массовых мероприятий» (ведуший — Болгова А.В.); «Коммуникативный тренинг» (ведущий — Рудель Е.С.); «Планирование и управление временем» (ведущий — Глухова Е.С.) (декабрь 2012).
  • III областной студенческий Слет волонтеров вузов, организация и проведение мастер-классов: «Стресс-менеджмент, взаимодействие с трудными целневыми группами» (ведущий — Глухова Е.С.); «Тайм-менеджмент. Планирование времени» (ведущий — Рудель Е.С.); «Коммуникативная компетентность» (ведущий — Болгова А.В.) (декабрь 2012).
  • Тренинг для Школы Актива ПОС ТГУ «Профилактика эмоционального выгорания» (сентябрь 2012).

Проведение исследования рисков девиантного поведения среди студентов младших курсов

Проведено исследование психо-эмоциональной устойчивости студентов-первокурсников (осень 2012). В исследовании приняли участие 767 человек всех факультетов университета. Выявлена группа студентов, имеющих риск дезадаптации в условиях стресса. Общие результаты исследования обсуждены на заседании зам.деканов по ВР.

Научно-исследовательские работы по тематике ЗОЖ:

  • Тропина Виктория Викторовна (ФП, ОРМ 3 курс), тема курсовой работы: «Развитие мотивации для занятий физкультурой и спортом у молодежи РФ».
  • Петрова Ольга (ФП, ОРМ, 4 курс), тема бакалаврской работы: «Формирование и развитие культуры здоровья в молодежной среде».
  • Канбекова М.Ф. (ФП, психология, 1 курс), тема курсовой работы: «Особенности мотивации молодых людей, занимающихся боевым искусством».

4. Оказание психологической помощи всем участникам образовательного процесса.

  • В 2012 году было проведено 86 индивидуальных консультаций для студентов университета.
  • В связи с ЧП на филологическом факультете была организована группа экстренной психологической помощи для одногруппников погибшего. Были проведены индивидуальные консультации для студентов, испытавших сильное эмоциональное потрясение.

5. Развитие коммуникативных, психологических, профессионально-личностных компетенций студентов.

  • В течение всего отчетного периода реализовывался проект «Психологические среды», направленный на повышение психологической культуры студентов. Темы встреч:
    • «Контакт! Есть контакт! (навыки успешного общения) (февраль)
    • „Пойми меня: школа общения“ (прочтение невербальных сигналов, приемы убеждения) (март)
    • „Превратности любви“ (март)
    • „Как стать хорошим собеседником“ (апрель)
    • „Как преодолеть страх и смущение при личном общении или выступлении“ (апрель)
    • „Конфликты и их разрешение“ (май)
    • „Я — звезда“ Тренинг уверенного поведения (май)
    • „Жить легко!“ — тренинг-антистресс (сентябрь)
    • „Следуй за белым кроликом“ — управление временем (октябрь)
    • „Self-managment для студента“: что такое быть успешным?» (ноябрь)
    • «Волшебный пендель» — тренинг самомотивации (ноябрь)
    • «Сбыча мечт» — как правильно загадывать желания и достигать задуманного (декабрь)
  • В рамках проекта «Анти-лень» совместно с профсоюзной организацией студентов ТГУ проведен открытый семинар для студентов ТГУ по теме «Целеполагание и достижение поставленных целей».
  • По запросу преподавателя ЮИ проведен коммуникативный тренинг для студентов третьего курса, целью которого являлось развитие навыков публичного выступления студентов для повышения эффективности семинарских занятий в данной группе.
  • Для Института кураторов ПОС были организованы тренинговые занятия по теме: «Согласование целей в организации», в которых приняли участие 36 человек.

6. Психологическое сопровождение профессионального самоопределения студентов старших курсов.

  • В течение ноября-декабря месяца проводились тренинги для студентов в рамках проекта «Карьерный Start-up», который реализовывался совместно ТГУ с Томским региональным ресурсным центром. Темы тренингов: «Эффективная самопрезентация», «Навыки прохождения собеседования», «Навыки публичного выступления», «Самоменеджмент».
  • Для студентов старших курсов ФП и МФУ проводится тренинги «Тайм-менеджмент» и «Стресс-менеджмент», направленные на формирование у участников навыков постановки целей, планирования, расстановки приоритетов, развитие навыков самомотивации и стрессоустойчивости.
  • Реализуется образовательная программа «Технологии ведения психологического тренинга» (72 часа, выдается сертификат), целью которой является формирование у участников знаний о психологических особенностях тренинговой группы и техниках ведения психологического тренинга. В 2012 году обучение прошли 17 человек (2 группы).

7. Создание системы информирования участников образовательного процесса о возможности получения психологической помощи и реализуемых на базе Психологической службы проектов.

 

  • Поддерживалась работа сайта ПС ТГУ (размещение объявлений о проводимых мероприятиях, ведется рубрика «Задай вопрос психологу»; подготовлена и опубликована статья «Стоит ли ходить к психологу?»).
  • Разрабатывались буклеты и листовки для студентов о проводимых психологической службой мероприятиях .
  • Организованы встречи со студентами в рамках мероприятий, направленные на формирование здорового образа жизни в молодежной среде.

8. Организация и проведение на базе психологической службы учебно — ознакомительной и учебно — производственной практики студентов факультета психологии.

  • В психологической службе проходят практику студенты ФП всех форм обучения (специальность «Психология»). Ежегодно студентами ОЗО разрабатываются тренинговые программы в рамках учебно-производственной практики.
  • Студенты очной формы обучения имеют возможность получить опыт практической работы на базе колледжей, лицеев, техникумов г.Томска, с которыми сотрудничает ПС ТГУ.
  • В рамках курсовых работ студенты, обучающиеся по специальности «Психология» и «Организация работы с молодежью», проводят научные исследования по актуальным для психологической службы направлениям: формирование ЗОЖ в молодежной среде, формы и методы вовлечения молодежи в занятия физкультурой и спортом, профессиональное самоопределение выпускников школ и др.

9. Методическая работа сотрудников ПС:

В текущем году издано учебно-методическое пособие «Тайм-менеджмент: личная эффективность» (автор — Е.С.Глухова). Его целью является формирование у обучающихся навыков планирования, распределения и управления собственным временем. Пособие носит практико-ориентированный характер и является междисциплинарным.

Пособие содержит теоретическую часть, а также специально разработанные раздаточные материалы («Рабочая тетрадь»), содержащие методические задания для самостоятельной (индивидуальной) работы.

10. Научная деятельность сотрудников ПС

Конференции

  • Всероссийская научно-практическая конференция «Профессионал информационного общества: стратегия воспитания, образования, мировоззрения» (г.Томск, март 2012 г.) (Глухова Е.С., эксперт);
  • Международная летняя школа по когнитивным исследованиям и психогенетике «Мышление. Образование. Знание. Генетика» (г.Томск, июль 2012 г.) (Глухова Е.С., участник).

Публикации:

  • Глухова Е.С. Актуальные направления психологического сопровождения процесса внедрения здоровьесберегающих технологий в высшей школе (тезисы) // Профессионал информационного общества: стратегия, воспитания, образования, мировоззрения: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. — Томск. — Изд-во Томского политехнического университета, 2012. — С. 47-52.
  • Глухова Е.С., Краковецкая И.В. Социально-психологическое исследование проблем социальной адаптации студентов первого курса // Вестник Томского государственного университета. — Томск, 2012. — № 359. — С.149-153.

Награды

Диплом финалиста областного конкурса Департамента общего образования ТО и ОГУ «Региональный цент развития образования» на лучшие социально-образовательные проекты в номинации «Сохранение здоровья и формирования ЗОЖ».